Многоликий “Фламинго”

Потребность в судах-универсалах существовала всегда. Уж очень заманчиво на одной конструктивной и технологической базе строить корабли самого разного назначения. Примеров тому много. Особенно привлекательно пойти по пути модификации одной базовой конструкции малотоннажного судна, когда постройка его поставлена на конвейер, а годовая производственная программа предприятия исчисляется десятками единиц. Вот тут-то и выходят на первый план главные качества судов, спроектированных с дальним прицелом на многофункциональное использование.

Многие годы на речных просторах и в прибрежных районах эксплуатировались катера пр.376у, имевшие самое разное назначение: рейдовый, буксирный, водолазный, радиационной и химической разведки, сторожевой и др. Длительное время они успешно строились многими судостроительными и судоремонтными предприятиями и легко перебрасывались железнодорожным транспортом в различные регионы страны. Но со временем эти катера морально устарели, перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям, и тогда им на смену пришли новые.

К модификационно гибким проектам катеров можно отнести “фламинго”, запущенный в производство взамен “376у”, остойчивость которого не отвечала новым требованиям Регистра. Так как катер предыдущего проекта строился более чем в пяти модификациях для тридцати с лишним министерств и ведомств, то перед разработчиками стояла нелегкая задача. Основное условие, оговоренное в техническом задании, — обеспечение остойчивости по нормам для судов 2-го ограниченного района плавания и перевозки по железной дороге со снятой надстройкой и привальным брусом при негабаритности 3-й степени. Требования достаточно противоречивые и трудноисполнимые в комплексе, так как для повышения остойчивости следовало увеличить ширину и высоту борта, а при сохранении железнодорожной транспортабельности сделать это было довольно сложно. Поэтому внимание конструкторов направлялось на изыскание потенциальных возможностей, позволявших выбрать соответствующую форму корпуса.

Проект “Фламинго” разрабатывался одновременно в двух модификациях: рабочий катер пр. Р-1415 (впоследствии пр.14151) для перевозки грузов и людей на внешних и внутренних рейдах портов и водолазный пр.РВ-1415 (впоследствии пр.14152), предназначенный для проведения работ на глубинах до 45 м на тех же акваториях портов. Им был присвоен класс “О” Речного Регистра. Их мореходные качества проверялись в море: при волнении пять баллов катера оставались на плаву и сохраняли остойчивость при затоплении любого из отсеков.

Спроектированные на одной конструктивной и технологической основе, они имеют близкие технические характеристики: длина корпуса наибольшая (без привального бруса) — 21,2 м; ширина корпуса наибольшая (без привального бруса) — 3,93 м; высота борта (от основной плоскости) — 2,25 м; осадка в зависимости от модификации — 1,2— 1,4 м; водоизмещение — 42 — 54 т; скорость полного хода — 11 — 12 узлов. Автономность по запасам провизии и питьевой воды в обеих модификациях — 5 суток. Экипаж рабочего катера — три человека, водолазного — восемь человек (дополнительно включены пять водолазов). Различия в составе экипажей отразились и на компоновке жилых помещений. Так, на водолазном катере предусмотрены каюты на одного, трех и четырех человек, на рабочем — одна четырехместная каюта. Обе модификации имеют электрифицированный камбуз, душ и санузел, а водолазный катер оборудован еще и сушильным шкафом для одежды.

Рабочий катер рассчитан на 27 пассажиров или 17т груза. Его трюмы обслуживаются съемной поворотной балкой грузоподъемностью 0,5 т.

Стальные корпуса с протекторной защитой от коррозии в подводной части идентичны по конструкции и набраны по поперечной системе. Выгородки, фальшборт в носу и корме, ходовая рубка, надстройка выполнены из алюминиевого сплава. При транспортировке по железной дороге надстройка, рубка и фальшборт снимаются. Ходовая рубка, выдвинутая к носу, имеет одиннадцать иллюминаторов, три из них с электрообогревом. Тепловая изоляция выполнена из негорючих плит АТИМСС, декоративная обшивка жилых помещений — из слоистого пластика, изоляция помещений надстройки — из трудносгораемых плит с оклейкой стеклосеткой и последующей окраской. Два якоря (массой 75 кг каждый), один из которых запасной и крепится по-походному на палубе, поднимаются на водолазном катере электрической лебедкой, а на рабочем — ручным шпилем. Спасательное оборудование состоит из надувных плотов ПСН-1 ОМ в контейнерах. Они могут сбрасываться на оба борта. Для прохода под мостами сигнальная мачта катеров всех модификаций заваливается в корму.

В качестве главного двигателя, управляемого из ходовой рубки, на катерах используется дизель ЗД12Л мощностью 300 л.с., работающий через реверс-редуктор на гребной винт фиксированного шага. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность плавания 200 миль. В состав судовой электростанции входят трехфазный синхронный генератор (номинальная мощность — 12 кВт, напряжение — 400 В, частота — 50 Гц), две группы аккумуляторных батарей типа 6СТК-180 М (напряжение — 12 В) и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока (мощность — 1,2 кВт, напряжение — 27 В). На стоянке питание осуществляется от береговой электросети.

Сточно-фановая система закрытого типа и зачистная система для сбора подсланевых вод, отработанного масла и отстоя топлива сделаны с учетом современных требований по охране водной среды. Запасы питьевой воды составляют около 1,7 м3. Предусмотрена подача горячей воды на камбуз и в душ. Отопление и камбузная плита — электрические.

Радионавигационное оборудование состоит из ультракоротковолновых радиостанций типа “Катер” и “Плот”, а также навигационной РЛС “Лоция” или “Печора-1”.

Пожарная защита представлена водяной противопожарной системой жидкостного тушения машинного отделения. На водолазном катере имеются все необходимые устройства и оборудование, обеспечивающие выполнение “Правил водолазной службы”.

Проекты обеих модификаций разработаны с высокой степенью унификации материалов и комплектующего оборудования. Постройка уже первых серийных катеров показала высокую технологичность конструкций применительно к поточно-позиционному методу производства. Поэтому не случайно именно этот проект был выбран для разработки на его базе новых модификаций различного назначения.

Катера типа “Фламинго” строятся большой серией в самых различных вариантах для гражданского флота и ВМФ. Но наибольшее количество модификаций разработано, естественно, для нужд ВМФ. Кроме базовых вариантов — рейдового рабочего и рейдового водолазного — здесь эксплуатируются патрульные противодиверсионные катера и катера-тральщики (код НАТО TANYA-class). He обошли своим вниманием катера типа “Фламинго” и пограничники.

Одной из модификаций явился большой гидрографический катер пр.Г-1415 (дальнейшим развитием которого стал катер пр.14156). Первый спроектирован на базе рабочего варианта и предназначен для обслуживания нужд гидрографической службы ВМФ. Изменение функционального назначения судна повлекло за собой и некоторые изменения в конструкции, главным образом, в его оснащении. Рулевая рубка стала длиннее и более просторной, так как в ней разместили штурманский стол и соответствующее гидрографическое оборудование, а на капе машинного отделения — шлюпку ЯЛШ-2, используемую для работы на глубинах менее осадки катера. Спасательные средства представлены одним плотом типа ПСН-10М в пластиковом контейнере. Изменилось также радиотехническое вооружение. При этом катер сохранил все лучшие характеристики, заложенные конструкторами в базовом проекте.

В короткой статье невозможно осветить все модификации катеров типа “Фламинго”, да это и не нужно, ибо модификационные возможности катера еще далеко не исчерпаны.

С.СОЛОДОВ,

г.Владимир, В.ХОЛКИН, п. Пиндуши, Карелия

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ

Длина наибольшая без привального бруса, м ....21,2

Ширина наибольшая без привального бруса, м ..... 3,93

Осадка, м .................................1,4

 

Катер "Фламинго": I — якорь Матросова, 2 -—кранец носовой,,3 — огонь якорный носовой (круговой, белый), 4 — плафон, палубного освещения, 5 — сирена, б —прожектор, 7 — РЛС навигационная “Печора-1”, 8,16 — радиоантенны штыревые, 9 — буй спасательного круга сигнальный светящийся, 10 — корзина пожарного шланга, 11—- блоки высокочастотные, 12, 14—огни топовые (белые), 13 — антенна биконическая, 15— огни клотиковые; (круговые, красные), 17 — круг спасательный, 18— колокол судовой, 19—контейнер спасательного плота ПСН-1 ОМ, 20—шлюпка, 21 —кран-балка, 22 —.флагшток, 23 — брус привальный, 24 — насадка с пером руля кольцевая поворотная, 25 — кронштейн гребного винта, 26 — протекторы антикоррозионные, 27 — киль бортовой (скуловой), 28 — люк в форпик, 29 — шпиль якорный ручной, 30 — кнехты крестовые (4 шт.), 31, 33 — головки вентиляционные, 32 — якорь запасной, 34— отмашки импульсные (4 шт., белые), 35 — имущество аварийное, 36 — огни бортовые отличительные (левый — красный, правый — зеленый), 37 — рукав пожарный, 38 — крюк отпорный, 39 — люк в ахтерпик, 40 — трап-сходня, 41 — огонь кормовой (белый), 42 — планка киповая, 43 — дефлектор вентиляционный, 44 — люк в кормовой трюм, 45 — кильблоки шлюпки, 46 — футшток, 47 — люк в машинное отделение, 48 — люк в носовой кубрик, 49 — стопор якорь-цепи, 50 — лебедка якорная электрическая, 51—стволы пожарные, 52 —трап забортный в рабочем положении, 53—корзины для водолазных шлангов, 54—люк в водолазное отделение, 55—оборудование для обеспечения водолазных работ, 56 — трап забортный в положении “по-походному”, 57 — жалюзи вентиляционной шахты машинного отделения, 58 — щит электропитания с берега распределительный.

 

 

 


                             ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске!!!

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

                       ДОБАВЬТЕ ЗОЛОТА В СВОЮ ЖИЗНЬ!

тел. +7 931 805 79 96

тел. +7 911 062 41 79

Конструктор сайтов - uCoz