Капитан судна

Капитан возглавляет экипаж судна и является его единоначальником и руководителем. Он несет ответственность за действия судна. Капитан должен иметь судоводительское образование и признанный диплом, удостоверяющий его право командовать данным судном в данном виде плавания (прибрежном или без ограничений).

Правовое положение капитана судна определяется возложенными на него обязанностями и ответственностью, а также правами в отношении поддержания порядка на судне, его полномочиями как органами дознания, полномочиями в отношении актов гражданского состояния (обязанности в случае рождения ребенка или смерти на судне), нотариальными полномочиями (удостоверение завещаний).

Капитан судна подчиняется непосредственно судовладельцу. На него возложена ответственность за выполнение поставленных судовладельцем задач, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца в отношении сделок, вызванных нуждами судна, груза и плавания (приобретение топлива, 

Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне. Он является законным представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, вызванных нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества (если на месте нет представителей судовладельца). По поручению судовладельца капитан осуществляет сделки, касающиеся эксплуатации судна (агентирование, приобретение топлива, продовольствия, снабжения и другие).

Судовладелец (или другая организация или лицо, которые приняли на себя от судовладельца ответственность за эксплуатацию судна) должен создать необходимые условия для выполнения капитаном своих обязанностей: подтвердить полномочия капитана по части решений, касающихся безопасности и предотвращения загрязнения, а также для обращения к судовладельцу с просьбой об оказании необходимой помощи.  Судовладелец должен обеспечить, чтобы капитан:

имел надлежащую квалификацию для управления судном;

был полостью осведомлен о системе управления безопасностью судовладельца;

получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей.

Ответственность капитана в области управления безопасностью должна касаться:

реализации политики судовладельца в области безопасности и защиты окружающей среды;

побуждения экипажа к соблюдению этой политики;

издания соответствующих приказов и инструкций;

проверки выполнения предъявляемых требований;

пересмотра системы управления безопасностью и передачи сообщений о ее недостатках береговым службам управления.

 На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Никто, кроме капитана, не имеет права изменять назначенные курс и скорость судна, за исключением вахтенного помощника капитана для расхождения с судами и уклонения от навигационных и других опасностей.

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Капитан судна имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа судна.

Капитан судна имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае применяются правила, установленные Кодексом торгового мореплавания.

В случае недееспособности капитана – смерти, болезни внезапного психического расстройства или иной причины, которые препятствуют капитану судна выполнять свои служебные обязанности и угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей, обязанности капитана до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту – консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись.

Капитану предоставляется комплекс прав, призванных обеспечить эффективное управление судном, поддержание на нем порядка, безопасность плавания и выполнение производственных задач.

 ПРАВА КАПИТАНА (по Уставу службы на судах рыбопромыслового флота)

Общие:

выбирать тот путь следования судна, который считает необходимым;

на промысле поручать управление судном вахтенному помощнику.

 

При необходимости:

производить перераспределение обязанностей между членами экипажа;

отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа и отправить его в порт при первой возможности;

при плавании в сложных условиях свыше 12 ч на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника;

в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством любых членов экипажа (кроме радистов и медицинского персонала);

привлекать к несению стояночных вахт лиц комсостава, которые по кругу своих обязанностей вахт не несут.

В особых обстоятельствах:

объявлять авральные и аварийные работы;

в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки;

при истощении в море жизненных запасов произвести реквизицию продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию груза, который может быть использован для питания.

в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

В случае опасности для судна, людей и груза:

изолировать до прихода в отечественный порт лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

устанавливать режим работы главной силовой установки с превышением установленных норм (то же – для оказания помощи другому судну или людям);

собрать судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа по усмотрению капитана.

Отказываться:

от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречат правилам перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

выходить в рейс или продолжать его, если укомплектованность экипажа, либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасность плавания; если снабжение судна или состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнение рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАПИТАНА

 

Повседневные:

обеспечить:

соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе плавания судна, других нормативных актов;

соблюдение требований правил по предотвращению загрязнения морской среды;

соблюдение правил перевозки людей и груза;

режима труда и отдыха согласно трудовому законодательству, охрану труда на судне;

личное утверждение судовых расписаний;

контроль за правильным ведением судового, машинного и радиотелеграфного журналов;

хранение судовой документации.


Обеспечение надлежащего технического состояния судна:

поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию.


Обеспечение подготовки экипажа:

организация и контроль:

подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей в море;

за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

общее руководство практикой курсантов и студентов.


Обеспечение связи:

личное визирование исходящих служебных радиограмм;

обеспечить радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

обеспечить выполнение правил радиосвязи.


В чрезвычайных обстоятельствах:

оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море, если  это можно сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если сообщено, что они нуждаются в помощи;

в случае военных действий, а также в иных случаях возможной опасности принятие всех мер к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;

в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты орудий лова и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу, – своевременное оформление документов в установленном порядке;

в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей,

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,

либо ограничением свободы на срок до трех лет,

либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 270).

 ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕЙСУ

 Принять меры:

к обеспечению технической готовности судна;

к укомплектованию судна экипажем;

к укомплектованию судна всеми видами снабжения.


Удостовериться в подготовке экипажа:

к управлению техническими средствами, механизмами, системами;

к действию по тревогам.


Проверить наличие:

карт и пособий для плавания;

нанесение на карты границ территориальных вод, экономических зон и т.п.;

наличие документов, регламентирующих порядок промысла и отчетности.


Поставить задачи перед экипажем:

перед комсоставом – по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана;

ознакомить подчиненных с особенностями рейса;

проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса.


Проконтролировать:

подготовку к осуществлению буксирных операций.


Обеспечить грузовые операции:

перед погрузкой проверить и утвердить грузовой план;

обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера.


Принять доклады перед выходом в рейс:

за два часа – от начальников служб о состоянии готовности судна;

за 15 мин – от старшего помощника и главного (старшего) механика о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц.


В случае неявки кого-либо из членов экипажа или прикомандированных лиц к назначенному времени отхода:

немедленно принять меры по их возвращению на судно;

сообщить капитану порта, судовладельцу, в иностранном порту – консулу.


 

ОБЯЗАННОСТИ В РЕЙСЕ

По организации службы на судне:

ходовые вахты:

обеспечить надлежащую организацию;

контролировать соответствие вахты конвенционным требованиям и нормам безопасности в части численности и времени несения;


радиовахта:

следить, чтобы неслась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;


представители органов надзора и контроля:

обеспечивать прием на борт;

при работе в экономической зоне иностранных государств, конвенционных районах принимать на борт судна представителей рыболовного контроля и обеспечивать надлежащие условия их быта;


отчетные материалы о деятельности судна:

обеспечить ведение по установленным формам и направление в необходимые адреса;


загрязнение морской среды:

принимать меры для предотвращения.


По управлению судном и судовождению:

определения места судна:

требовать от помощников выполнять всеми доступными способами и средствами с наибольшей точностью;


гидрометеорологическая обстановка:

следить за изменениями;

контролировать получение прогнозов;


вызывает вахтенный помощник:

немедленно прибыть на мостик;

известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном;

находиться на мостике, пока этого требует обстановка;


получение навигационной информации, своевременная корректура карт и пособий для плавания:

осуществлять контроль;


выход из порта,

следование в узкостях,

плавание в районах интенсивно судоходства,

подход к берегам и опасным местам,

швартовные операции,

другие особо сложные условия плавания:

находиться на мостике и лично управлять судном

;

лоцман:

взять при плавании в районе обязательной ледокольной проводки, обеспечив безопасный прием на борт судна;

при прохождении районов, где лоцманская проводка не обязательна. капитан вправе взять лоцмана, если найдет это необходимым;

уходя с мостика, указать лоцману лицо, ответственное за управление судном на время своего отсутствия;


остойчивость судна:

следить в соответствии с Информацией об остойчивости и непотопляемости;


знаки ограждения опасностей, гидротехнические сооружения, подводные кабели, трубопроводы:

не допускать повреждения;

принимать все меры к освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями лова;


плавание в ледовых условиях:

принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.


По соблюдению правил плавания и ведения помысла:

район плавания:

соблюдать установленный Регистром для судна;

не нарушать границ территориальных вод, рыболовных и специальных зон иностранных государств, режима плавания в них;


работа на промысле в группе судов, групповое плавание:

выполнять указания флагмана, обеспечивая безопасность плавания и оказание помощи другим судам.


При особых обстоятельствах:

обнаружение на судне посторонних лиц или предметов, не связанных с деятельностью судна:

немедленно сообщить соответствующим органам отечественного порта отхода, а при стоянке в иностранном порту – консулу;


человек упал за борт:

принять все меры к спасению;

покинут район поиска только после того, как убедится, что поиски безрезультатны;


оказание помощи терпящему бедствие судну:

принять все меры для спасения людей;

предложить капитану суда, терпящего бедствие, подписать договор о спасании;

приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества;


необходимость срочной помощи тяжелобольному:

зайти в ближайший порт или доставить больного любыми доступными средствами;

известить судовладельца. а также консула;


судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи:

обратиться в спасательно-координационный центр данного района;

принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;


аварийные и несчастные случаи;

исчезновение людей;

промысловые происшествия:

немедленно сообщать в установленном порядке;

принять меры к обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий лова;

принять меры к оформлению документов по этим случаям;

обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;


действия иностранных властей, кораблей, судов и самолетов:

нарушение принципов свободы мореплавания в открытом море,

проникновение в закрытые районы,

загрязнения окружающей среды, ведение промысла или других работ в экономической зоне России:

немедленно сообщать в установленном порядке всеми доступными средствами и способами связи;


столкновение с другим судном:

запросить, не требуется ли помощь;

при необходимости оказать ее без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров;

запросить название, порт приписки, пункты отправления и назначения, размер и характер повреждений;

сообщить аналогичные сведения по своему судну.

ОБЯЗАННОСТЬ КАПИТАНА СУДНА В СЛУЧАЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ИНЫХ СЛУЧАЯХ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

НОТАРИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КАПИТАНА

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

  КАПИТАН СУДНА КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ

 В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании.

Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, до передачи его компетентным органам в первом порту Российской Федерации, в который зайдет судно. В случае необходимости капитан судна должен направить такое лицо вместе с материалами дознания в Российскую Федерацию на другом судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации.

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянным местом жительства которого является Российская Федерация. В данном случае капитан обязан, если это практически осуществимо, по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства, направить в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту Российской Федерации признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан немедленно информировать об этом компетентные органы.

 

ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА ЕГО ЭКИПАЖЕМ

В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров.

Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

  Прием (сдача) судна производит… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz