ДИЗЕЛИ ТИПА Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11 — рядные, с числом цилиндров 2, 4 или 6, выпускаются в различных модификациях и комплектности для использования в качестве главных и вспомогательных судовых, а также промышленных. В процессе модернизации семейства завод переходит от вихрекамерного смесеобразования к непосредственному впрыску (с камерой в поршне). Такой вид смесеобразования имеют двигатели с диаметром цилиндров 95 мм («Каспий 40», ДС25М, 10Д6М, 5Д2М, 5Д4М, 8Д6М, ДП18, и ДП18-03).
Конструкция
Блок-картер выполнен литым чугунным со вставными мокрыми чугунными гильзами цилин-доров. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч8,5/11 является монолитной конструкцией туннельного типа. В его поперечных стенках размещаются подшипники коленчатого и распределительного валов. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч9,5/11, четырех- и шестицилиндровых дизелей обеих размерностей разъемный, его нижняя часть является поддоном и служит резервуаром для смазочного масла.
Головки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. Для каждого цилиндра установлены один впускной и один выпускной клапаны, а также вставка вихревой камеры сгорания (у вихрекамерных дизелей).
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют три компрессионных и одно маслосъем-ное кольцо коробчатого типа со спиральным экспандером, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршни дизелей охлаждаются смазочным маслом, подводимым из внутренней полости коленчатого вала через отверстия в шатунах. Поршневые пальцы полые, плавающего типа. Шатуны штампованные двутаврового сечения с косым разъемом кривошипной головки.
Коленчатые валы выполнены цельными штампованными из легированной стали, шейки валов закалены током высокой частоты. Коренные подшипники дизелей 248,5/11 роликовые, остальных дизелей — подшипники скольжения с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами.
Клапаны приводятся толкателями, штангами и коромыслами от распределительного вала, размещенного в блок-картере дизеля. На распределительном валу двухцилиндровых дизелей 48,5/11 расположены также кулачки для привода топливных насосов.
На дизелях, предназначенных для привода генераторов, установлен однорежимный центробежный регулятор прямого действия с изменяемой степенью неравномерности и упруго присоединенным катарактом. На дизелях, предназначенных для установки на картерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя, установлен всережимный центробежный регулятор прямого действия.
Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос с механизмом ручной подкачки топлива, топливный фильтр, топливный насос высоко-о давления, форсунки и трубопроводы.
Система полнопоточной смазки включает сетчатый фильтр-приемник, шестеренный насос, фильтр очистки масла, предохранительный и редукционный клапаны, дистанционные манометр и термометр, указатель уровня масла.
Система охлаждения выполнена комбинированной. Охлаждение гильз цилиндров — термосифонное, головок цилиндров — принудительное, с прокачкой охлаждающей жидкости центробежным насосом. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля поддерживается термостатом сильфонного типа.
Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром инерционно-масляного типа. Выпуск отработавших газов производится через впускной коллектор. Комплектно с каждым дизелем поставляется глушитель.
Пуск дизелей осуществляется электростартером. Для облегчения пуска дизели имеют декомпресси-онное устройство, свечи накаливания и могут снабжаться в зависимости от заказа предпусковым подогревательным устройством.
Некоторые модификации дизелей подготовлены к оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Дизели поставляются комплектно с набором инструмента и приспособлений, необходимых для обслуживания, разборки и сборки, комплектом запасных частей, а главные судовые дизели также контрольно-измерительными приборами.
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ ЧСП8,5/11, ЧСП9,5/11 И Ч9,5/11
Дизели «Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11-5) и «Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) предназначены для установки на спасательные шлюпки морских судов неограниченного района плавания в качестве главных двигателей. Дизели удовлетворяют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и действующим Правилам Регистра СССР. На дизели может быть установлено устройство отбора мощности для привода оросительного насоса танкерных шлюпок.
Дизели ДС25 (4ЧСП8.5/11), ДС25М (4ЧСП9.5/ 11) предназначены для установки на катерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя.
Дизели 10Д6 (649,5/11-1) и 10Д6М (649,5/ 11-1) предназначены для конвертации в специальные главные судовые дизели, устанавливаемые на малых катерах.
Все главные судовые дизели могут поставляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнениях.
Основные технические характеристики главных судовых дизелей даны в табл. 4, общий вид и габаритный чертеж дизеля «-Каспий ЗОМ» на рис. 11 и 12.
Рис. 11. Главный судовой дизель «Каспий-3ОМ»
Таблица 4
Показатели | Главные судовые дизели |
«Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11) | «Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) | ДС25 (4ЧСП8.5/11) | ДС25М (4ЧСП9,5/11) | 10Д6 (649,5/11-1) | 10Д6М (649,5/11-1) |
Мощность, кВт: | | | | | | |
номинальная | — | — | 18,3 | 25,74 | 44,12 | 44,12 |
полная | 25 | 30 | — | — | — | — |
Частота вращения, мин-1 | 1900 | 1900 | 1500 | 1800 | 1800 | 2100 |
Среднее эффективное давление, бар | 6,6 | 6,4 | 6,4 | 6,1 | 6,5 | 5,4 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | | | | | | |
топлива при номинальной (полной) мощности | 273 | 254 | 269 | 250 | 263 | 249 |
масла на угар | 3,13 | 2 | . 1,77 | 1,22 | 1,84 | 1,3 |
Система охлаждения | Одноконтурная, забортной водой | Двухконтурная, водо-водяная |
Тип пуска | Электростатический, ручной | Электростартерный |
Тип реверс-редуктора | РРП15-2 | РРП15-2 | РРП15-2 | РРП20-2.44 | — | — |
Передаточное число редуктора: | | | | | | |
на переднем ходу | 2,13 | 2,13 | 2,13 | 2,44 | — | — |
на заднем ходу | 1,81 | 11,81 | 1,81 | 1,83 | — | |
Габаритные размеры, мм: | | | | | | |
длина L | 1250 | 1250 | 11310 | 1230 | 1195 | 1195 |
ширина В | 650 | 710 | 610 | 580 | 610 | 600 |
высота Н | 1000 | 1000 | 970 | 865 | 970 | 855 |
Масса (сухая), кг | 410 | 396 | 400 | 395 | 460 | 440 |
Назначенный ресурс (срок службы): | | | | | | |
до первой переборки | 5 лет | 5 лет | 8 тыс. ч | 3 года | 5,5 тыс. ч | 3 года |
до капитального ремонта | — | — | 18 тыс. ч | 6 лет | 14 тыс. ч | 8 лет |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 |
Масло | М-12337—84 |
Технические условия | ТУ 5.452- 9531—85 | КЛЮИ 381311. 001 ТУ | ТУ 5.452- 9759—85 | ТУ 5.452- 9776—90 | ТУ 5.452- 4203—73 | КЛЮИ 381311. 003ТУ |
Код ОКП | 31 2111 2400; 31 2113 2400 | 31 2111 0000 | 31 2113 0000 | 31 2113 3300 |
Рис. 12. Габаритный чертеж дизеля 4ЧСП8.5/11-5 («Каспий-30М»)
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизели предназначены для работы в составе судовых дизель-генераторов и комбинированных агрегатов. Все они оборудованы двухконтурной системой охлаждения с водо-водяными теплообменниками и имеют систему пуска электростартером 12 В.
Основные технические характеристики судовых вспомогательных дизелей приведены в табл. 5, общий вид дизеля показан на рис. 13.
Таблица 5
Показатели | Вспомогательные судовые дизели |
5Д2 (2Ч8,5/11) | 5Д2М (2Ч9,5/11) | 5Д4 (4Ч8,5/11) | 5Д4М (4Ч9,5/11) | 8Д6 (6Ч9,5/11) | 8Д6М (6Ч9,5/11) |
Мощность, кВт: | | | | | | |
номинальная | 8,8 | 11 | 19,1 | 22,1 | 33,1 | 33,1 |
стандартная | 9,28 | 11,7 | 20,25 | 23,2 | 34,6 | 35,05 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | | | | | | |
топлива: | | | | | | |
на номинальной мощности | 272 | 245 | 260 | 238 | 260 | 238 |
на стандартной мощности | 258 | 231 | 245 | 226 | 247 | 222 |
масла на угар | 1,5 | 1,36 | 1,5 | 1,36 | 1,9 | 1,3 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | | | | | | |
до первой переборки | 6 | 8 | 7 | 8 | 5,5 | 8 |
до капитального ремонта | 16 | 24 | 16 | 24 | 14 | 24 |
Габаритные размеры, мм: | | | | | | |
длина L | 675 | 695 | 920 | 1070 | 1180 | 1180 |
ширина В | 553 | 570 | 610 | 580 | 610 | 600 |
высота Н | 850 | 865 | 970 | 865 | 970 | 865 |
Масса (сухая), кг | 255 | 245 | 355 | 340 | 460 | 440 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 |
Масло | М-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581-78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337-84 |
Технические условия | ТУ 5.452-4198—73 | ТУ 5.452-9787—90 | Продолжение »
|