ДИЗЕЛИ ТИПА Ч8,5/11 И Ч9,5/11

ДИЗЕЛИ ТИПА Ч8,5/11 И Ч9,5/11

 

Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11 — рядные, с числом цилиндров 2, 4 или 6, выпускаются в различных модификациях и комплектности для использования в качестве главных и вспомогательных судовых, а также промышленных. В процессе модернизации семейства завод переходит от вихрекамерного смесеобразования к непосредственному впрыску (с камерой в поршне). Такой вид смесеобразования имеют двигатели с диаметром цилиндров 95 мм («Каспий 40», ДС25М, 10Д6М, 5Д2М, 5Д4М, 8Д6М, ДП18, и ДП18-03).

 

Конструкция

 

Блок-картер выполнен литым чугунным со вставными мокрыми чугунными гильзами цилин-доров. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч8,5/11 является монолитной конструкцией туннельного типа. В его поперечных стенках размещаются подшипники коленчатого и распределительного валов. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч9,5/11, четырех- и шестицилиндровых дизелей обеих размерностей разъемный, его нижняя часть является поддоном и служит резервуаром для смазочного масла.

Головки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. Для каждого цилиндра установлены один впускной и один выпускной клапаны, а также вставка вихревой камеры сгорания (у вихрекамерных дизелей).


Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют три компрессионных и одно маслосъем-ное кольцо коробчатого типа со спиральным экспандером, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршни дизелей охлаждаются смазочным маслом, подводимым из внутренней полости коленчатого вала через отверстия в шатунах. Поршневые пальцы полые, плавающего типа. Шатуны штампованные двутаврового сечения с косым разъемом кривошипной головки.


Коленчатые валы выполнены цельными штампованными из легированной стали, шейки валов закалены током высокой частоты. Коренные подшипники дизелей 248,5/11 роликовые, остальных дизелей — подшипники скольжения с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами.


Клапаны приводятся толкателями, штангами и коромыслами от распределительного вала, размещенного в блок-картере дизеля. На распределительном валу двухцилиндровых дизелей 48,5/11 расположены также кулачки для привода топливных насосов.


На дизелях, предназначенных для привода генераторов, установлен однорежимный центробежный регулятор прямого действия с изменяемой степенью неравномерности и упруго присоединенным катарактом. На дизелях, предназначенных для установки на картерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя, установлен всережимный центробежный регулятор прямого действия.


Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос с механизмом ручной подкачки топлива, топливный фильтр, топливный насос высоко-о давления, форсунки и трубопроводы.


Система полнопоточной смазки включает сетчатый фильтр-приемник, шестеренный насос, фильтр очистки масла, предохранительный и редукционный клапаны, дистанционные манометр и термометр, указатель уровня масла.


Система охлаждения выполнена комбинированной. Охлаждение гильз цилиндров — термосифонное, головок цилиндров — принудительное, с прокачкой охлаждающей жидкости центробежным насосом. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля поддерживается термостатом сильфонного типа.
Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром инерционно-масляного типа. Выпуск отработавших газов производится через впускной коллектор. Комплектно с каждым дизелем поставляется глушитель.


Пуск дизелей осуществляется электростартером. Для облегчения пуска дизели имеют декомпресси-онное устройство, свечи накаливания и могут снабжаться в зависимости от заказа предпусковым подогревательным устройством.


Некоторые модификации дизелей подготовлены к оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Дизели поставляются комплектно с набором инструмента и приспособлений, необходимых для обслуживания, разборки и сборки, комплектом запасных частей, а главные судовые дизели также контрольно-измерительными приборами.

 

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ ЧСП8,5/11, ЧСП9,5/11 И Ч9,5/11


Дизели «Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11-5) и «Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) предназначены для установки на спасательные шлюпки морских судов неограниченного района плавания в качестве главных двигателей. Дизели удовлетворяют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и действующим Правилам Регистра СССР. На дизели может быть установлено устройство отбора мощности для привода оросительного насоса танкерных шлюпок.

Дизели ДС25 (4ЧСП8.5/11), ДС25М (4ЧСП9.5/ 11) предназначены для установки на катерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя.


Дизели 10Д6 (649,5/11-1) и 10Д6М (649,5/ 11-1) предназначены для конвертации в специальные главные судовые дизели, устанавливаемые на малых катерах.

 

Все главные судовые дизели могут поставляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнениях.


Основные технические характеристики главных судовых дизелей даны в табл. 4, общий вид и габаритный чертеж дизеля «-Каспий ЗОМ» на рис. 11 и 12.

 

Рис. 11. Главный судовой дизель «Каспий-3ОМ»

 

Таблица 4

 

ПоказателиГлавные судовые дизели
«Каспий ЗОМ»
(4ЧСП8.5/11)
«Каспий 40»
(4ЧСП9.5/11)
ДС25
(4ЧСП8.5/11)
ДС25М
(4ЧСП9,5/11)
10Д6
(649,5/11-1)
10Д6М
(649,5/11-1)
Мощность, кВт:      

номинальная

18,325,7444,1244,12

полная

2530
Частота вращения, мин-1190019001500180018002100
Среднее эффективное давление, бар6,66,46,46,16,55,4
Удельный расход, г/кВт-ч:      

топлива при номинальной
(полной) мощности

273254269250263249

масла на угар

3,132. 1,771,221,841,3
Система охлажденияОдноконтурная, забортной водойДвухконтурная, водо-водяная
Тип пускаЭлектростатический, ручнойЭлектростартерный
Тип реверс-редуктораРРП15-2РРП15-2РРП15-2РРП20-2.44
Передаточное число редуктора:      

на переднем ходу

2,132,132,132,44

на заднем ходу

1,8111,811,811,83 
Габаритные размеры, мм:      

длина L

1250125011310123011951195

ширина В

650710610580610600

высота Н

10001000970865970855
Масса (сухая), кг410396400395460440

Назначенный ресурс (срок службы):

      

до первой переборки

5 лет5 лет8 тыс. ч3 года5,5 тыс. ч3 года

до капитального ремонта

18 тыс. ч6 лет14 тыс. ч8 лет
ТопливоДизельное ГОСТ 305—82
МаслоМ-12337—84
Технические условияТУ 5.452-
9531—85
КЛЮИ
381311.
001 ТУ
ТУ 5.452-
9759—85
ТУ 5.452-
9776—90
ТУ 5.452-
4203—73
КЛЮИ
381311.
003ТУ
Код ОКП31 2111 2400;
31 2113 2400
31 2111 000031 2113 000031 2113 3300

 

Рис. 12. Габаритный чертеж дизеля 4ЧСП8.5/11-5 («Каспий-30М»)

 

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11


Дизели предназначены для работы в составе судовых дизель-генераторов и комбинированных агрегатов. Все они оборудованы двухконтурной системой охлаждения с водо-водяными теплообменниками и имеют систему пуска электростартером 12 В.


Основные технические характеристики судовых вспомогательных дизелей приведены в табл. 5, общий вид дизеля показан на рис. 13.

 

 Таблица 5

 

ПоказателиВспомогательные судовые дизели
5Д2 (2Ч8,5/11)5Д2М (2Ч9,5/11)5Д4 (4Ч8,5/11)5Д4М (4Ч9,5/11)8Д6 (6Ч9,5/11)8Д6М (6Ч9,5/11)
Мощность, кВт:       

номинальная

8,81119,122,133,133,1

стандартная

9,2811,720,2523,234,635,05
Частота вращения, мин-1150015001500150015001500
Удельный расход, г/кВт-ч:      
топлива:      

на номинальной мощности

272245260238260238

на стандартной мощности

258231245226247222

масла на угар

1,51,361,51,361,91,3
Назначенный ресурс, тыс. ч:       

до первой переборки

68785,58

до капитального ремонта

162416241424
Габаритные размеры, мм:     
 

 

длина L

675695920107011801180

ширина В

553570610580610600

высота Н

850865970865970865
Масса (сухая), кг255245355340460440
ТопливоДизельное ГОСТ 305—82
МаслоМ-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581-78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337-84
Технические условия ТУ 5.452-4198—73ТУ 5.452-9787—90Продолжение »