Правовое регулирование лоцманской и ледокольной проводки

1. Лоцманская проводка морских судов, ее виды

Лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды.
Лоцманы обязаны осуществлять проводку судов на подходах к морским портам, в пределах акватории порта, между морскими портами и в открытом море (лоцманы открытого моря).
Морской лоцман лучше знает местные правила (знаки, сигналы и т.п.) применительно к району плавания; знает местные опасности, которые могут угрожать судну; имеет опыт и практику плавания на судах по данной акватории в знакомых ему гидрографических, навигационных и метеорологических условиях (в том числе с использованием вспомогательных средств, например, СУДС); может быстро восполнить недостающую информацию при знании местного языка и особенностей района проводки.
В Российской Федерации морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации.
Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований, установленных Кодексом торгового мореплавания и иными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Морской лоцман должен иметь удостоверение о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Удостоверение выдается капитаном порта.
Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
Лоцманская проводка подразделяется на три вида: обязательную, необязательную (факультативную) и принудительную.
При обязательной лоцманской проводке судно не имеет права плавать без лоцмана. При необязательной лоцманской проводке капитан судна не обязан запрашивать лоцмана и брать его на борт судна, но имеет право пригласить его на судно.
При принудительной лоцманской проводке лоцман является должностным лицом прибрежного государства, который несет ответственность за безопасность судна.
Районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и доводит такие районы до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и «Извещениях мореплавателям».

 

2. Обязательная лоцманская проводка

Как правило, при обязательной лоцманской проводке лоцман принимается на судно не только по воле капитана, но и в силу предписаний законов прибрежного государства (включая местные правила плавания) и некоторых международных норм (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о международном режиме портов 1923 г. и т.д.).
Прибрежное государство устанавливает районы обязательной лоцманской проводки по следующим причинам:
1) Существуют сложные местные гидрографические, гидрометеорологические, навигационные и иные условия плавания, которыми не в состоянии быстро и комплексно овладеть капитан иностранного или национального судна, чтобы эффективно применить полученную информацию для проводки вверенного ему судна (например, сложные местные условия плавания, количество и интенсивность движения судов, особенности конструкции проводимого судна – большие размеры, осадка и т.д.);
2) Существуют опасные для мореплавания и окружающей среды эксплуатационные и иные характеристики судна, критерии которых определены в нормативных актах прибрежного государства, международных нормах или рекомендациях международных организаций (например, ядерная энергетическая установка; судно в аварийном состоянии; на борту судна имеются опасные грузы – нефть, газ, радиоактивные вещества и т.д.).
Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.
В районах обязательной лоцманской проводки капитан морского порта устанавливает категории судов, освобожденных от обязательной лоцманской проводки. Эти категории судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах.
В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке. Капитан судна, нарушивший это правило, несет административную ответственность.

 

3. Необязательная лоцманская проводка

В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость. Судовладелец оставляет за капитаном право (по своему усмотрению) пользоваться услугами лоцмана, возлагая при этом ответственность за безопасное плавание судна на капитана.
Капитан приглашает морского лоцмана для получения недостающей информации, необходимой для безопасного управления судном в районе лоцманской проводки. Он получает точную информацию от лоцмана как до начала проводки, так и во время ее осуществления, поскольку возможно возникновение каких-либо новых навигационных и иных фактов, правильное истолкование которых способен лучше дать лоцман.
В районах необязательной лоцманской проводки капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые сами или перевозимые ими грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде, или судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в порту. Категории таких судов доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и "Извещениях мореплавателям".

4. Принудительная лоцманская проводка

При принудительной лоцманской проводке лоцман является лицом, самостоятельно управляющим судном и контролирующим его движение. На данной территории лоцманского обслуживания профессиональные действия лоцмана в отношении осуществления проводки судна заменяют действия капитана.
Принудительная лоцманская проводка установлена в Коринфском и Панамском каналах.

5. Правовое положение лоцмана

Прибрежное государство, не имея права устанавливать свои порядки на проводимом судне, правомочно в определенных пределах ограничивать свободу его плавания и обязать принять лоцмана на борт судна. Прибрежное государство не правомочно обязывать капитана передавать управление судном лоцману, так как такое действие прямо нарушало бы права иностранного государства, флаг которого носит судно, а также права судовладельца, который доверил управление судном только капитану и возложил на него за это ответственность.
Лоцман, прежде всего, при обязательной лоцманской проводке исполняет функции советника, т.е. обязан добросовестно, ясно и четко излагать необходимую капитану достоверную информацию обо всех опасностях на пути следования, а также местных правилах плавания. Лоцман обязан рекомендовать капитану использовать определенные судовые средства, а также вспомогательные средства – СУДС, буксиры и т.д. В некоторых случаях лоцман имеет право требовать от капитана использовать буксиры (при обязательной лоцманской проводке) или СУДС.
При обязательной лоцманской проводке лоцман не вправе подменять капитана, и их взаимоотношения строятся по схеме: капитан – лицо, управляющее судном, принимающее любые решения по судовождению (информационные, организационные, оперативные); лоцман – советник капитана, оказывающий советы капитану по поводу безопасного управления маневрами судна в районе лоцманской проводки.
Лоцман обязан сам прямо исполнять нормы международного национального права по обеспечению безопасности мореплавания и советовать (рекомендовать) капитану действия по эффективному исполнению данных норм. Более того, ему вменена обязанность контролировать исполнение данных норм капитаном. Если капитан не исполняет правомерные советы лоцмана, которые соответствуют содержанию норм прибрежного государства относительно безопасности плавания в районе проводки, то он является нарушителем. Он должен нести ответственность не только согласно международным нормам и нормам государства флага судна, но и согласно норм прибрежного государства, поскольку его действия противоречат безопасности не только проводимого судна, но и других судов в районе проводки. Лоцман имеет не только обязанность, но и полное право требовать от капитана исполнения норм прибрежного государства. Таким образом, лоцман, исполняя функцию советника, выполняет и некоторые функции должностного лица, осуществление которых не должно менять его правового статуса как советника капитана.

 

6. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера

Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта:
о любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
о любых происшествиях с судном, проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
о невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

7. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна

Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и высадку лоцмана и его стажера, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение и питание.
Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.
Лоцман вправе потребовать от капитана объявления маневренных характеристик и других необходимых ему данных о судне.
В целях безопасности плавания судна капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.
Капитан может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования непосредственно рулевому, что не освобождает капитана от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.
В случае временного оставления мостика капитан должен указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана.
В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществлять его безопасное плавание.
Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан должен обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.
Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка не была вызвана действием непреодолимой силы.

 

8. Ответственность лоцмана и капитана судна

Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственности капитана за управление судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна в целях безопасного плавания судна вправе отказаться от данного лоцмана. В случае если лоцманская проводка обязательна, капитан должен потребовать заменить лоцмана.
Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки по вине лоцмана. Ответственность может быть ограничена суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.

Лоцманская организация утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки, явились результатом собственного действия лоцмана или его бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

9. Ледокольная проводка

Требование о проводке судна через лед должно быть направлено в порту капитану морского порта, а в море – капитану ледокола.
Судно, нуждающееся в проводке ледоколом, должно ожидать его прибытия; без ледокола идти через лед запрещается. Время и порядок следования судов через лед, а также число проводимых одновременно судов определяется в порту капитаном порта, а в море – капитаном ледокола.
Капитаны судов, следующих во льдах за ледоколами, обязаны подчиняться приказаниям капитана ледокола, касающимся движения во льдах, и действовать, сообразуясь с ними.
Ледокол и морская администрация порта не несут материальной ответственности за убытки проводимого судна, возникшие во время и вследствие проводки через лед.

                             ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске!!!

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

                       ДОБАВЬТЕ ЗОЛОТА В СВОЮ ЖИЗНЬ!

тел. +7 931 805 79 96

тел. +7 911 062 41 79

Конструктор сайтов - uCoz