Территориальное море и его правовой режим

 

1. Понятие территориального моря и порядок отсчета его ширины

Территориальным морем (территориальными водами) называется примыкающий к сухопутной территории или к внешней границе внутренних морских вод государства морской пояс, на который распространяется суверенитет прибрежного государства. У государств-архипелагов территориальное море располагается по внешнему периметру архипелажных вод.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., суверенитет государства распространяется не только на территориальные воды, но и на воздушное пространство над ними, равно как и на поверхность дна и его недра в пределах этих вод.

Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах (лов рыбы, использование других естественных ресурсов и т.п.) может производиться лишь с явно выраженного согласия прибрежного государства.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль. Большинство прибрежных государств имеет 12-мильное территориальное море; некоторые государства установили его ширину менее 12 миль: Багамские острова, Дания, Иордания, Сингапур – 3 мили, Норвегия, Финляндия – 4 мили, Греция, Доминиканская Республика, Турция – 6 миль.
Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран установило в одностороннем порядке более широкое территориальное море: Нигерия, Того – 30 миль, Сирия – 35 миль, Камерун – 50 миль, Ангола, Бенин, Конго, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор – 200 миль.

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Отсчет ширины территориального моря должен вестись от исходной (базисной) линии.

Нормальной исходной линией является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с настоящей Конвенцией. В местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, рифов и скал, для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки побережья или островов. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с побережьем, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального отлива на берегах.

Метод прямых исходных линий применяется только к таким заливам, берега которых принадлежат одному государству. При этом под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, – в соотношении к ширине входа в него, – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

Площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.

Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.

Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.

Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий согласно Конвенции 1982 г.

Для целей определения границ территориального моря наиболее выступающие в море портовые сооружения (молы, пирсы, причалы и т.п.), которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Однако прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

Рейды, которые обычно используются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе.

Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря.

Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальные воды другого государства оказались отрезанными от открытого моря или исключительной экономической зоны.

 

2. Право мирного прохода через территориальное море

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года признает за судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, право мирного прохода через территориальное море.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, или
пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, т.е. когда отсутствует любой из следующих видов деятельности:
угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства;
любые маневры или учения с оружием любого вида;
любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
подъем в воздух, посадку или прием на борт любого летательного аппарата;
погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки законам и правилам прибрежного государства;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;
любая рыболовная деятельность;
проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
любая другая деятельность, не имеющая отношения к проходу.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством прибрежного государства и его международными договорами.

В интересах обеспечения безопасности, а также в целях проведения учений с оружием любого вида власти прибрежного государства могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в Извещениях мореплавателям.

В большинстве случаев прибрежное государство не допускает прохода через его территориальное море иностранных рыболовных судов с орудиями лова, находящимися на палубе в рабочем состоянии, а также осуществление вспомогательных рыболовных операций (перегрузку, сортировку уловов, ремонт орудий лова и оборудования и т.п.). В случае прохода через территориальное море и исключительную экономическую зону иностранного государства судно должно быть приведено в походное состояние, при котором всё промысловое снаряжение должно быть освобождено от рыбы и других морепродуктов и убрано в трюм судна, а оставленное на палубе зачехлено (закрыто брезентом); рабочие шлюпки подняты и установлены на свои рабочие места, стрелы и краны закреплены по-походному, все работы по обработке продуктов промысла, погрузо-разгрузочные операции, бункеровка и снабжение водой прекращены.

Прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в своем территориальном море. Эти правовые акты издаются в целях:
обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и системами разделения движения;
защиты навигационных средств и оборудования, сооружений и установок иного назначения;
защиты подводных кабелей и трубопроводов;
сохранения живых ресурсов моря и предотвращения нарушения рыболовных правил;
сохранения окружающей среды, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;
предотвращения нарушения таможенных, налоговых (фискальных), иммиграционных, санитарных и других законов и правил;
регулирования научных исследований и гидрографических съемок.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море утверждаются властями прибрежного государства и публикуются в Извещениях мореплавателям.

В ряде государств для мирного прохода через территориальное море иностранных военных кораблей, или государственных судов, или судов с ядерной энергетической установкой, а также судов, перевозящих ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, требуется предварительное разрешение или уведомление.

Изданные государством законы и правила, относящиеся к мирному проходу в его территориальном море, надлежащим образом доводятся до всеобщего сведения.

Иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море. Они облагаются только сборами за оказание им конкретных услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации.

 

3. Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы

В целях обеспечения свободы судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы. В них полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, лов рыбы придонными орудиями лова, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, полет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.

В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении таких районов и об их открытии для плавания принимаются Правительством Российской Федерации и вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в Извещениях мореплавателям.

Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решение об их установлении и правила для них принимает Министерство обороны. Решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в Извещениях мореплавателям.

Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах. Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в Извещениях мореплавателям и объявляются по радио.

Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.

 

4. Юрисдикция в территориальном море

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением следующих случаев, если:
последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства;
преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие или добрый порядок в территориальном море;
капитан иностранного судна, дипломатический агент или консул государства флага обратился к властям прибрежного государства с просьбой об оказании помощи;
такие меры необходимы для пресечения торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера.

Однако прибрежное государство может принимать любые разрешаемые его законами меры для ареста или проведения расследования на борту иностранного судна, которое вышло из его внутренних морских вод.

Прибрежное государство во всех случаях проведения им арестов или расследования на борту иностранного судна должно по просьбе капитана предварительно уведомить дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага и способствовать установлению контакта между ним и экипажем судна. В случае крайней срочности это уведомление может быть сделано в то время, когда принимаются указанные меры.

За исключением случаев, касающихся защиты и сохранения морской среды и нарушения законов и правил, установленных для исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, Российская Федерация не принимает на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным до входа иностранного судна в территориальное море, если это судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние морские воды.

За прибрежным государством не признается право останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в этих случаях меры взыскания или арест по гражданским делам только по обязательствам, принятым или навлеченным на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства, например, при отказе судна от оплаты полученных им предметов снабжения, услуг лоцманской службы или буксиров и т.д. Прибрежное государство имеет право применить в соответствии с его законом меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящем через территориальное море после выхода из внутренних морских вод.

                             ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске!!!

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

                       ДОБАВЬТЕ ЗОЛОТА В СВОЮ ЖИЗНЬ!

тел. +7 931 805 79 96

тел. +7 911 062 41 79

Конструктор сайтов - uCoz